|
|
Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Это последнее имеет только форму характера, но не его содержание. В упрямстве — этой пародии на характер — индивидуальность человека становится отталкивающей, упрямство препятствует его общению с другими.
Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля; бесхарактерный никогда не доходит до решения,
Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.
В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.
Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения. Но законодательства должны в высшей степени затруднять осуществление этой возможности и охранять право нравственности против каприза.
Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самою себя, забыть себя в другом "я" и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой.
Самая серьезная потребность есть потребность познания истины.
Тот, кто не был знаком с творениями древних, прожил, не ведая красоты.
Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.
Ничто великое в мире не совершается без страсти.
Человеком с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них.
Что человек делает, таков он и есть.
Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины.
Нравственные афоризмы в сжатом виде устанавливают обязанности в жизни человека, житейскую мудрость, точки зрения, определяющие в духовной сфере твердые основы и сдерживающие устои в человеческой деятельности и познании.
Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
|
|
|
|